ИСТОРИЯ УЛИЧНОГО ТАНЦА

Часть 1 : Как улицы стали танцевать

ЛОС-АНДЖЕЛЕС
Танец, именуемый «локинг», с которого все началось, появился в 1969-1970 гг. в Лос-Анджелесе. Именно с локинга стартует история современных уличных танцев. Далеко не всегда удается выяснить имена первооткрывателей стилей. Как правило, то или иное уличное направление возникает в несколько размытой социальной среде или ряде клубов, и развивается группой людей, зачастую независимо друг от друга. Поэтому то и дело историческое первенство оспаривается, многие факты трактуются неоднозначно, но в случае локинга можно точно указать родоначальника. Основателем стиля локинг является Дон Кемпбелл.
В 1969 году Дон являлся студентом Лос-Анджелесского Торгово-технического колледжа, увлекался рисованием и любил вечеринки. Танцевать он особо не умел, и никто не мог тогда увидеть в нем человека, которому предстоит изменить танцевальный мир. В то время был в моде простой танец «фанки чикен» и Дон, приходя в клуб, пытался повторить движения за бывалыми танцорами. К слову, получалось у него не очень хорошо, временами он просто «выпадал» из танца, замирая, пытаясь сообразить, какое движение ему делать следующим. Друзьям, наблюдавшим за ним, эти остановки очень понравились, и они предложили использовать их специально! Так появился «локинг» или «кемпбеллокинг». Это был танец, основанный на импровизации, ярком и энергичном образе танцора, обилии трюков, силовых элементов, размашистых движений руками, ну и, конечно, ритмичной остановке – «лок». Lock в переводе – замок. То есть движение как бы запиралось, как будто «удерживая» звук и прерывая танец, который через мгновенье продолжался вновь. Так же сильно выделяла локеров их одежда. Это были какие-то умопомрачительно большие шляпы, полосатые гетры, подтяжки накрест, башмаки с пряжками – тогда в их среде это считалось запредельно модно и стильно. Яркий образ приправлялся юмором и взаимодействием со зрителями. Поначалу, сами танцоры к этому серьезно не относились. Они просто жили в созданном образе, веселились, ходили на вечеринки, дискотеки или просто танцевали дома. Все поменялось после того, как их пригласили выступить на телевизионном шоу «Соул Трейн». По большому счету, с этого все и началось.
«Соул Трейн» — один из самых долгоживущих музыкально-развлекательных проектов на американском телевидении. Эта передача была посвящена музыке и танцам. За многие годы работы телешоу «Соул Трейн» стало одной из самых популярных передач в США, а для афроамериканцев – шоу номер один вообще. И именно для него в 1971 году потребовались танцоры, показывающие что-то новое, представляющее «черную Америку», и притом необычное и яркое. Такими танцорами оказались Дон Кемпбелл и его друзья. После этого о локинге узнала вся страна.
Тогда Дон Кемпбелл собирает команду «The Lockers», куда входят лучшие танцоры и импровизаторы. Следующие шесть лет они активно гастролируют, работая с Биллом Косби, Стиви Уандером, Фрэнком Синатрой. Также они не забывают развивать стиль и учить ему людей. «The Lockers» стали первой профессиональной командой, которой удалось зарабатывать на жизнь уличными танцами. Их пример воодушевил многих танцоров по всей Америке. В формировании локинга как танцевального стиля со строго определенной техникой помимо Дона Кемпбелла приняли участие Джимми Фостер, Грег Поуп, Джеймс Хиггинс, Фред Берри, Тони Льюис и некоторые другие. Именно наличие четкой базовой лексики позволяет называть локинг первым уличным танцевальным стилем.
Кроме танцевально-музыкальной передачи «Соул трейн» в шестидесятых годах были очень популярны такие шоу, как «Lost in Space», в которых актеры-мимы изображали роботов. Они вдохновили многих чернокожих подростов начать копировать движения, стараясь передать в танце механичность. Так в Лос-Анджелесе, Оукленде, Сан-Франциско, Сакраменто и некоторых других городах западного побережья сформировались уникальные танцевальные стили, основанные на эстетике движения робота.
Сэм Соломон был одним из тех подростков, кто попал под влияние передач про роботов и локинг. Именно стиль робота и локинг, запав в его душу, позволили создать новый танец, известный как паппинг. Этому способствовало появление в музыке течения пи фанк (p-funk). Отличительная черта этого направления – более сухое звучание и выделенная сильная доля. Сэм танцевал, используя движения робота, которые он «окаймлял» фиксацией мышц в такт музыке. При этом он каждый раз при напряжении тихо произносил «пап», что и дало название стилю – паппинг. Получился этакий танцующий робот. Как уже говорилось, на западном побережье было немало людей, делающих что-то похожее, но Сэм оказался первым, кто смог внятно сформировать набор базовых движений и принципов в танце, популяризируя это течение. Это произошло к 1974 году. Двумя годами позднее, синтезировав движения паппинга и танца бугалу (одного из подстилей в свободных латиноамериканских танцах), Сэм создает фирменный стиль «электрик бугалу». Идентично он называет и свою команду, куда кроме него и его брата Пита входит несколько друзей. «Электрик Бугалуз» (Electric Boogaloos) до сих пор являются визитной карточкой стиля паппинг. Они — новаторы и разработчики оригинальных танцевальных техник и концептов, таких как «скер кроу», «крези легс» и многих других. Как и «Локерс», «Электрик Бугалуз» попали на телепередачу «Соул трейн» в 1979 и 1980 годах. И снова магия телевидения делает свое дело, о паппинге узнают в других городах Америки, в том числе в Нью-Йорке.

Существует некоторая путаница, связанная с термином «паппинг». В одном случае его используют как обозначение самого стиля паппинг, в другом как обобщающий термин для всех схожих манер, таких как анимейшн, вэйвинг, таттинг и других. Так же иногда в Лос-Анджелесе употребляется термин поп-локинг, обобщающий тот же паппинг и другие смежные стили. Начиная с двухтысячных годов «Электрик Бугалуз» стали продвигать свой термин «Фанк Стайлс» для обобщения паппинга, локинга и других родственных техник, которые родились на западном побережье в эру фанк музыки. Все это создает путаницу не только среди простых обывателей, но и, что еще хуже, среди самих танцоров. Поэтому, возможно, в будущем мы увидим более четкую классификацию, которая будет признана всеми ведущими танцорами этого направления.
НЬЮ-ЙОРК
Теперь обратим свои взгляды на другой центр американской культуры, а именно на Нью-Йорк. Чтобы понять, что происходило в начале семидесятых, надо обратиться к 1929 году. Именно тогда Нью-Йоркская Региональная Ассоциация Планирования разрабатывала проект будущего города, согласно которому Манхэттен стал позиционироваться как центр богатства и роскоши, а для притока рабочей силы из пригородов решено было проложить железную дорогу. После второй мировой войны этот проект стал активно реализовываться. Вопреки здравому смыслу, железную дорогу решили проложить через жилые районы Бронкса, где в то время жили итальянцы, ирландцы и евреи. Шестьдесят тысяч жителей в один день узнали, что обязаны выселиться, получив за это мизерную компенсацию. С другой стороны шло фактически принудительное переселение бедных африканских и испанских семей из Манхеттена в Бронкс и Восточный Бруклин. Разумеется, между теми, кто еще не успел уехать, и новичками росла напряженность. «Люди без будущего» сформировали крупные банды, с ожесточением конфликтующие друг с другом. Ситуацию сильно подогрело то, что в Бронксе постепенно закрывались фабрики и заводы, росла безработица, и многим пришлось жить на пособие. Воспользовались ситуацией так называемые «сламлорды» – криминальные бизнесмены, специализирующиеся на поджоге собственных зданий с целью получения страховок. Правительство квалифицировало эти пожары как умышленные и фактически перестало их тушить. В результате выгорали целые кварталы. Более сорока тысяч домов перестало существовать! В итоге, к началу семидесятых годов район Нью-Йорка Бронкс представлял собой трущобы, населенные отчаявшимися до предела людьми, многие из которых потеряли надежду изменить свое положение. Процветала торговля наркотиками, проституция. Многочисленные банды воевали друг с другом, стрельба на улице была довольно заурядным явлением.
В жизни обитателей Бронкса было мало позитивных явлений, одним из них были дискотеки. Тогда еще первые «диджеи» проводили вечеринки в парках, школах или общественных центрах. В 1972-73 гг. Особенно стали выделяться мероприятия, которые делал молодой ямайский паренек Африка Бамбаата, со своими друзьями Кул Херком и Грандмастером Флэшем. Они играли всю фанковую и диско музыку, не забывая экспериментировать, привнося новаторские идеи. Например, Кул Херк был первым, кто стал пускать музыку нон-стоп, научившись «сводить» пластинки. Местная молодежь была в восторге и толпами рвалась на их вечеринки. Диджеи ставили так называемые «брейки» — в джазе и фанке это музыкальные фрагменты без слов между куплетами, часто с обилием ударных ритмов, длившиеся иногда минут по десять. Тогда толпа расступалась, образуя круг, выпуская в него танцоров. Чернокожие подростки показывали все, на что способны, используя в танце элементы, делавшиеся на полу. Чуть позже Кул Херк придумывает специальное название для них — “b-boy”, расшифровывая это как “break-boy”, ну а сам танец стал называться бибоингом или, позднее, брейкингом. Брейкинг, в основе которого также лежали социальные танцы, представлял собой микс из рокинга, подражаний Джеймсу Брауну, движений чечетки и других направлений. К 1974 году общественное движение, возглавляемое Африкой Бамбаатой, окончательно сформировалось и получило название «Zulu Nation», а культура, которую он нес в массы – обрела имя «хип-хоп». Эта была совокупность четырех смежных субкультур, которые шли рядом друг с другом. Помимо диджеинга и бибоинга туда входят граффити (искусство городской настенной живописи) и МС’инг (читается как «эмсиинг» от MC – master of ceremony) – умение вести мероприятие, выполняя приблизительно ту же роль, что конферансье в эстрадных концертах, начитывая при этом свободные импровизационные речитативы поверх музыки, которую ставит диджей. Следует отметить одну особенность, которая и выделила хип-хоп, придав ему тот позитивный оттенок, в котором так нуждались жители гетто. В те годы хип-хоп призывал к миру, творчеству и любви. Каждый мог найти в нем самовыражение. Популярность и влияние его неуклонно росло. Под действием хип-хопа начали происходить реальные перемены. Африка Бамбаата призывал решать проблемы не уличными разборками между бандами, а танцевальными схватками на оргалите! Это было ново и это сработало! Нельзя сказать, что традиционные разборки исчезли, тем не менее, часть насилия удалось трансформировать в здоровый дух соперничества. Повсюду возникали танцевальные коллективы – crew. Наиболее известными стали “Rock Steady Crew”, “New York City Breakers”, “Dynamic Rockers”, “Increadible Breakers”.
Можно выделить три этапа развития бибоинга в 70-80-х годах. Первый – «ранние семидесятые». Тогда в основном танцевались подстили рокинг и футворк, причем базовые элементы значительно отличались от современных. Следующий этап – «средние семидесятые». Если в начале бибоинг танцевали в основном афроамериканцы, ценившие фанк, то теперь к движению примкнули выходцы из Латинской Америки, чья танцевальная культура основывалась на сальсе, хастле и ап рокинге. Подобное слияние плодотворно отразилось на развитии бибоинга. Возникает много новых движений, такие как свайпс, сикс степ, беби фриз. Сегодня именно с этих элементов начинают обучение в школах бибоинга. Третий период – «пауэр мув эра». Он приходиться на начало 80-х.