ИСТОРИЯ УЛИЧНОГО ТАНЦА Часть 2

Часть 2 : Становление легенд

В начале восьмидесятых в брейкинге происходит настоящий технический прорыв. Появляются движения, которые теперь плотно ассоциируются с бибоингом: кручение на голове и виндмилл – «ветряная мельница». Эти элементы вывели танец на новый уровень. В нем стало больше силовых вращений, называемых “power moves”, и весь этот этап развития получил название “power move era”. Став очень зрелищным, брейкинг не мог не привлечь пристальное внимание широкой публики.
Уже упоминалось, что в 1979 и в 1980 годах команда из Лос-Анджелеса «Электрик Бугалуз» выступила на национальном телевидении в передаче «Соул Трейн», продемонстрировав танец паппинг. Он произвел большое впечатление на многих нью-йоркских подростков, которые принялись повторять движения. Напомним, что танец робота был и до этого довольно популярен, но выступление танцоров из Лос-Анджелеса несло необычную динамику и свежие идеи. Не сильно разбираясь, танцоры Нью-Йорка, далекого от Западного Побережья вообще и первоначального паппинга в частности, приняли за название стиля исковерканное название коллектива «Электрик Бугалуз». Так появилась нью-йоркская версия паппинга – «электрик-буги». Одними из первых его стали продвигать команда “Shaсk Crew”. Они развлекали людей, передвигаясь с вечеринки на вечеринку, своим танцем. Это был довольно известный коллектив. У них были сильные заготовки театрального плана с использованием пантомимы. Чуть позже появилось довольно много танцоров такого «электрик-буги».
До сих пор идут споры, считать ли электрик-буги самостоятельным стилем или нет. В защиту самостоятельности можно привести следующий факт. Движущей силой танца всегда являлась музыка. Паппинг родился под фанк, что обеспечило определенную эстетику этому направлению. Африка Бамбаата добавил в фанк электронное звучание, подобие которого можно услышать в композиции «Trans-Europe Express» немецкой группы Kraftwerk. В 1982 году он выпустил сингл “Planet Rock”, ставший очень популярным. Так началось время электро-фанка. Когда о паппинге узнали в Нью-Йорке, то танцевать новый стиль стали под электро-фанк и брейк бит, а не под фанк. Это более быстрая электронная музыка, что не могло не отразиться на танце. В нем появилось больше волн и иллюзии. Танец стал более зрелищным и броским. Кстати, в Советский Союз и Европу в свое время был занесен и получил распространение именно электрик-буги.
Таким образом, в начале 1980-х танцевальный мир Америки забурлил, получив обновленный брейкинг и совсем новый электрик-буги. Андеграундные стили прорываются на широкий экран, снимаются фильмы об этих танцах с танцорами в главных ролях. В 1983-1984 году выходят сразу несколько кинолент: “Beat streat”, “Wild Style”, «Flashdance», “Breakin’”. Эти фильмы имеют огромный успех и транслируются по всему миру. Благодаря выходу этих фильмов и работе СМИ, появляется термин «брейк-данс», который объединил танцоров бибоинга, паппинга, локинга и электрик-буги. Сами танцоры к этому отнеслись негативно, однако термин прижился, соединив вместе культуру разных побережий. Для многих брейк-данс стал тогда чем-то новым, чего еще никогда не было раньше, чего еще никто никогда не видел, чем-то, что было действительно зрелищно и захватывающе, да и в конце концов просто «круто». Малькольм Макларен стал одним из первых, если не первым, кто занялся раскруткой брейкерских команд и выпустил первый хип-хоп клип “Buffalo Gals” — с “Rock Steady Crew” в главных ролях. Затем он снял три документальных видеофильма с основными элементами танца и выпустил в продажу. В 1984 году балетный театр Сан-Франциско открывает сезон гала-концертом сорока шести брейкеров, сотня би-боев выступает на закрытии лос-анжелесской олимпиады. По стране прокатился первый коммерческий хип-хоп тур. В Лос-Анжелесе открывается легендарное радио KDAY, вещающее исключительно хип-хоп. “Rock Steady Crew” организуют театральную компанию “Ghettoriginal”, организующую брейк-гастроли по всему миру. После столь высокого пика популярности, интерес к танцу со стороны СМИ быстро спадает, и к 1987 году бибоинг ушел обратно в андеграунд.
Однако свято место пусто не бывает, танцевальная культура продолжила развиваться. В период с 1982 по 1986 год формируется еще один танцевальный стиль – хип-хоп. Это была смесь паппинга, локинга, брейкинга и нью-йоркских клубных танцев той поры (social party dance). Про первое поколение танцоров хип-хопа почти ничего не известно. Так же как и в случае с брейкингом и паппингом нельзя приписать изобретение нового стиля одному человеку или коллективу. Танцевало тогда очень много людей, на улицах и в клубах, и каждый по-своему выражался, используя известные ему движения. Студий тогда не было, и танцоры учились друг у друга на улице, или смотря телевизор и копируя движения оттуда. Столь большое разнообразие манер затрудняет классификацию танца, даже в одном районе Нью-Йорка танцевали не так, как в соседнем. Тогда не было интернета и взаимодействие между танцорами из разных городов было слабым, поэтому танцоры полагались на свой вкус и фантазию, а не на какие-то общие правила. Тем не менее, все разнообразие танца объединяла хип-хоп музыка и общая танцевальная история, замешанная на уличной и клубной субкультурах, паппинге, брейкинге и локинге.
Тем не менее, у хип-хопа было довольно большое отличие от брейкинга. В танце хип-хоп не было столь сильной социальной нагрузки, с помощью батлов действительно спорные вопросы решались нечасто, и танцевали в основном люди для удовольствия, хотя идея и традиция батлов в нем также закрепилась. Вообще об этом периоде известно не так много, сказался общий спад интереса со стороны СМИ. Вероятно, отсутствие эпохальных событий в тот период говорит о том, что хип-хоп занял определенную нишу в андеграунд культуре, потихоньку развиваясь и готовясь к переменам. Нам известны такие танцоры из Бруклина как Будда Стретч, Генри Линк и некоторые другие, начавшие танцевать в то время и сыгравшие значимую роль в становлении танца хип-хоп и его популяризации. В частности, Будда Стретч был одним из первых, кто начал формировать хореографию на основании хип-хопа, делая постановки сначала для некоторых Нью-Йоркских клубов, а после – и для музыкальных исполнителей, звезд первой величины, таких как Марайя Кери, TLS и Майкл Джексон. Поэтому сегодня принято считать, что хип-хоп пошел из Бруклина – одного из районов Нью-Йорка.
Во второй половине 80-х начинает формироваться еще одно танцевальное течение, о котором необходимо упомянуть – это хаус. Люди продолжали танцевать, часть танцоров переместилась с улиц в хип-хоп клубы, но там, становилось небезопасно, и многие переместились в другие места, где главным образом играла диско и хаус музыка. Одним из наиболее известных клубов был “Tunnel”. Это произошло к 86-87 годам. Хип-хоп танцорам ничего не оставалось, как танцевать под эту музыку, которая набирала обороты. В танец мешали все подряд: хип-хоп, топрок, футворк, джеркинг, брейкинг, паппинг, локинг, лофтинг, вебо, – в общем, все что умели.Брайан Грин, Марджори Смарт, Калиф, – все они приняли участие в формировании нового танцевального направления, именуемого хаусом. Этот термин тоже родился случайно, к танцорам подходили люди в клубах и спрашивали, что они танцуют? И звучал ответ – хаус, по названию музыки, под которую они танцевали! Этот стиль вообще не предполагал батлы, его просто танцевали, чтобы повеселиться и получить удовольствие.

В то время оригинальная самостоятельная техника и хип-хопа, и хауса, находилась в стадии формирования. Движения были одни и те же и брались они по-прежнему в основном из тех стилей, которые уже существовали ранее. Главным двигателем изменений была изменившаяся музыка, ее восприятие танцором и то, что объединяло, сплавляло движения вместе. Речь идет о таком понятии как «грув». Единое движение музыки, в котором вы расслабляетесь и позволяете музыке уносить вас, качать вас во все стороны, толкая вас в «кач» своим ритмом и растворяя ваше «я» и вашу личность в потоке звуков. Это является в хип-хопе и хаусе главным. Импровизация, фристайл, проникновение в музыку, а не постановочная хореография – вот, что являлось основой всех рожденных в Нью-Йорке стилей.

ЕВРОПА
Европа с небольшой задержкой через телевидение и видеозаписи начала получать информацию о том, что происходило в Америке в начале 80-х. В 82 году в Англию попадает электро-фанк музыка, потом следует клип «Buffalo Gals», буквально вызвавший шок у многих британских диджеев. Они увидели этот невероятно энергетический нью-йоркский коктейль, и очень скоро англичане стали крутить на своих вечерниках «брейки», что и дало начало хип-хоп движению в Европе. Одновременно с этим начинается повальное увлечение брейкингом. Появляются первые команды. Би-бои танцуют в Германии, Италии, Венгрии, Англии, Голландии и многих других странах. Наиболее известные команды той поры это английская Second 2 None и немецкая Battle Squad. После громкого успеха культовых фильмов “Beat Street” и “Breakin”, стартуют мировые хип-хоп туры американских артистов, в составе которых – многие известные танцоры. Это дает возможность получить информацию о брейкинге буквально из первых рук. Несмотря на это, проходит несколько лет и популярность брейкинга спадает. Продолжают тренироваться лишь отдельные танцоры и коллективы, для которых хип-хоп не модное увлечение, а часть жизни. И даже среди этих людей мало кто мог заработать танцем себе на жизнь.

СССР
Мировая волна увлечения хип-хоп культурой не обошла стороной Советский Союз. Как и в случае с Европой, катализатором стали фильмы о танцах. Однако, существование железного занавеса, и, как следствие, скудность информации, существенно повлияли на развитие уличных танцев в нашей стране. В то время как Африка Бамбаатаа и «Rock Steady Crew» колесили по всему миру, демонстрируя хип-хоп от самих создателей, в СССР могли попасть лишь редкие кассеты с записью фильмов. Видеомагнитофонами обладали единицы – дипломаты, высокопоставленные чиновники, поэтому «брейк-данс» у нас в стране зародился в среде «золотой молодежи» и «особо приближенных» к ней. Интересную шутку сыграло отсутствие корректной информации о самой культуре, показанной в фильмах. В кинокартинах изображалась идеализированная сказка, имеющая малое отношение к уличной действительности в Америке. Именно эта романтическая атмосфера заразила наших подростков, заставляя поверить в красивый миф, показанный на экране видеомагнитофона. «Брейк-данс» стал чем-то невероятным и фантастическим, какой-то немыслимой отдушиной и свободой, параллельной реальностью внутри советской действительности. Точкой отсчета можно считать 1983-84 годы.
Первым человеком, который начал танцевать в СССР и демонстрировать брейк-данс вместе с электрик-буги на сцене для широких масс, был известный музыкант и лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов. В кафе «Молоко» в Москве проходили первые батлы и фестивали. Также танцоров можно было увидеть в клубе «Резонанс» и в кафе «Колхида». Чуть позже брейк-данс занесли на Старый Арбат, где его можно увидеть и сегодня. Танец набирает популярность и появляется на советском киноэкране. В 1985 году выходит фильм «Танцы на крыше», а в 1986 фильм «Курьер», получивший любовь и признание широкой публики. Брейк-данс становится действительно массовым видом танца, им повально «болеет» молодежь, образ танцора моден и притягателен в глазах подростков. С 1986 стартуют многочисленные фестивали по всей стране. Наиболее «культовым» становится «Папуга», проводимый в Паланге. На него съезжались тысячи танцоров со всего СССР! Очень многие современные диджеи, музыканты, теле- и радиоведущие отметились в рядах поклонников брейк-данса. К 1988 году популярность танца начинает спадать, а к девяностым о танце почти забывают, наступает волна «танцевального рэпа», в которой приняли участие многие танцоры «первой волны».
Для лучшего понимания ситуации в современной российской танцевальной культуре, необходимо подробнее рассмотреть особенности развития брейк-данса во времена «первой волны» 1983-1990 года. Как уже отмечалось выше, наличие «железного занавеса» отделило страну от остального мира, поэтому нашим танцорам пришлось развиваться изолированно. Минусом этого стало недопонимание некоторых основ танца. Советский брейк-данс уделил много внимания визуальной части танца, созданию образов и технике, достигнув в этом больших высот. Однако, на западе большое внимание уделялось музыкальности, и сам танец развивался от музыки, в то время как в СССР этому аспекту уделялось не так много внимания. Плюсом вынужденной изоляции стало рождение оригинальных техник и танцевальных идей. Сильное развитие получили «иллюзорные» направления брейк-данса: электрик-буги, робот и кинг-тат. Можно утверждать, что в этих стилях наши танцоры не уступали, а кое в чем и превосходили своих американских коллег того времени. Нельзя не упомянуть коллектив «Меркурий», достигший в этих направлениях немыслимых высот, абсолютных чемпионов и новаторов. Артур Игнатов и Игорь Захаров – составлявшие костяк коллектива, красной нитью пройдут сквозь всю историю Советского, а затем и Российского танца. «Меркурий» создавал номера, в том числе и для телевидения, подчеркивая в брейк-дансе сценические, «иллюзорные» составляющие, необходимые для создания гипнотических образов на сцене. Также необходимо отметить и других танцоров, таких как Илья Пинчер, Дима Краб, Андрей Колючий, начавших танцевать во времена первой волны, и развивающие уличную танцевальную культуру до сих пор.
Еще одним следствием «оторванности» от остального мира стало создание другой терминологии в классификациях стилей. Напомним, что почти всю информацию советская молодежь получила из фильмов, а чуть позже из коммерческих обучающих видео, в которых западные масс-медиа ввели понятие «брейк-данс» как термин, объединяющий танцевальный направления разных побережий США – локинг и паппинг с западного и брейкинг с восточного. Сам термин «паппинг» и в Америке трактовался по-разному, обозначая то именно стиль паппинг, то всю совокупность стилей, таких, как и паппинг, и робот, и вэйвинг и т. д. Да и еще в Нью-Йорке существовал параллельно свой электрик-буги… Это не могло не привести к путанице терминов. В итоге в Советском Союзе сложилась особая классификация. Главным термином стал брейк-данс. Он, в свою очередь делился на «верхний» брейк и «нижний». Нижний брейк соответствовал западному термину «бибоинг». Верхний брейк включал пять направлений: электрик-буги, попс, локинг, кинг-тат и робот. Надо сказать, что в Европе тоже было немало противоречий и недопонимания культуры, несмотря на отсутствие железного занавеса. Все начнет приходить к общему знаменателю позже, когда интернет станет доступным.